Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Геометрия» в 9 классе составлена в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденного 05.03.2004 № 1089; примерными образовательными программами, разработанными Министерством образования и науки РФ.
При разработке рабочей программы использован учебно-методический комплект под редакцией: Атонясян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г, Юдина И. И. «Геометрия 7-9», учебник для 7-9 классов средней школы. М.: «Просвещение», 2001.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план») количество часов в год: 68, часов в неделю: 2.
Тексты тематических контрольных и проверочных работ составлены на основе дидактических пособий:
- Медняк А. И. «Контрольные и проверочные работы по геометрии», 7-11 классы, М.: Издательский дом «Дрофа», 2004.
- Веселовский С. Б., Рябчинская В. Д. «Дидактические материалы по геометрии для 9 класса», М.: «Просвещение», 2004.
Для работы с одаренными детьми планируется использовать следующую литературу:
1.Фарков А. В. «Готовимся к олимпиадам по математике», учебно- методическое пособие, М.: «Экзамен», 2006, Фарков А. В. «Математические олимпиады», методическое пособие, М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.
2. Безрукова О. Л. «Олимпиадные задания по математике 5 – 11 классы», Волгоград: Учитель, 2009.
3. Фотина И. В. «Математика 5-11 классы. Развитие математического мышления. Олимпиады, конкурсы», Волгоград, Учитедь, 2009.
Отслеживание учебных результатов обучающихся планируется проводить в форме тематического мониторинга по предмету, в котором отмечается и анализируется усвоение учебного материала каждого обучающегося через домашние, самостоятельные и контрольные работы по изучаемым темам, тренировочное, тематическое, репетиционное тестирование.
Тематика контрольных работ
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Метод координат
|
1
|
2
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
|
1
|
3
|
Длина окружности и площадь круга.
|
1
|
4
|
Движния.
|
1
|
Информационно коммуникационные технологии в изучении предмета применяются через проведение электронных уроков, составление которых выполняется самостоятельно и через обмен опытом в сети творческих учителей, фестивале педагогических идей, составление учащимися электронных презентаций по изучаемому материалу, через проектирование наглядного учебно-дидактического материала на экран. Используемые сайты для преподавания математики в общеобразовательной школе: http://reshuege.ru/; http://math.mioo.ru/metod10/mbook-10.pdf; http://um-razum.ru/; http://inf777.narod.ru/prezent.htm; http://www.matematika-informatika.ru/; http://viki.rdf.ru/cat/matematika/.
Основные учебные задачи курса геометрии 9 класса:
- Развивать навыки владения геометрическим языком для описания предметов окружающего мира.
- Развивать навыки распознавания геометрических фигур, определения их взаимного расположения.
- Развивать навыки изображения геометрических фигур; выполнения чертежа по условию задачи; преобразования фигур.
- Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
- Развивать навыки решения геометрических задач, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии.
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике:
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличатся последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»:
если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
|