Презентация к уроку: "Понятие прямоугольного параллелепипеда"
Тема « Определение прямоугольного параллелепипеда»
Класс: 5
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: пректно-исследовательская
Место урока в изучаемой теме «Площади и объемы» (12 часов): 7-ой урок
Цель:
- Образовательная: формирование понятия пространственной фигуры.
- Дидактическая: формирование понятия прямоугольного параллелепипеда и его элементов (вершин, ребер, граней), понятия куба, как частного вида прямоугольного параллелепипеда.
- Развивающая: формирование пространственного воображения, развитие вычислительных навыков.
- Воспитательная: формирование эстетической и графической культуры, развитие внимания, аккуратности.
Ход урока:
- Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, сегодня в день, когда вся страна отмечает День памяти Героев Отечества, я надеюсь что, наш урок принесет хорошее настроение и позитивный настрой.
- Мотивационный этап:
Учитель: В начале урока я предлагаю выполнить несколько заданий, которые вы видите на слайде (Слайд №1)
1) Надите сумму
25 + 26 + 27 + 28 + 29 + 30 + 31 + 32 + 33 + 34 (Ответ 59 ∙ 5 = 295)
2) Найти площадь треугольника, изображенного на рисунке.
S = 1/ 2 ∙ 10 ∙ 12 = 60
Учитель: Предложив выполнить эти задания, я хотела подчеркнуть многоликость математики, которая состоит из множества разделов, в частности, из раздела арифметики, которому соответствует первое задание, а, знаете ли вы, ребята, какому разделу математики соответствует второе задание?
Предполагаемые ответы: Второе задание относится к разделу геометрии.
Учитель: Правильно, но раздел математики - геометрия также делится на две части, предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.
(Учащиеся и присутствующие смотрят фрагмент видеоролика, в котором рассказывается о планиметрии и стереометрии)
Учитель: Спасибо, за внимание. На слайде вы видите названия предметов из практической жизни человека, предлагаю выполнить следующее задание первый вариант выписывает в порядке возрастания, номера предметов, которые можно разместить на плоскости, а второй вариант - в пространстве.
1 вариант
|
2 вариант
|
Ковер
Лист бумаги
Кусок линолеума
Кленовый лист
Оконная штора
|
Апельсин
Холодильник
Диван
Футбольный мяч
Цветочный горшок
|
- Изучение нового материала.
Учитель: А, у нас сегодня на уроке главным действующим героем будет предмет из раздела стереометрии – прямоугольный параллелепипед. Запишите число и тему урока.
Учитель: Обратите внимание на правильное написание этого словосочетания. Попробуем проговорить его несколько раз хором.
Учитель: Приведем примеры предметов из практической жизни человека, которые нам дают представление о прямоугольном параллелепипеде (Слайд №4). Таких предметов в жизни достаточно много, подумайте и приведите свои примеры предметов из окружающей нас среды, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
(Учащиеся приводят примеры прямоугольных параллелепипедов).
Учитель: Спасибо, а, сейчас нам предстоит ответить на некоторые вопросы, связанные с прямоугольным параллелепипедом, но, вначале мы дадим ответ на первый вопрос: Почему прямоугольный параллелепипед так называется? Внимание на слайд
(Один из учеников читает информацию на слайде)
Название «Параллелепипед» происходит от греческого слова «Параллелос» - параллельный, и греческого слова « Эпипедос» - плоскость, поверхность.
Учитель: На остальные вопросы мы найдем ответы в учебнике на странице 120. На вопросы, выделенные красным цветом отвечают ребята 1 варианта, а на вопросы, выделенные зеленым цветом отвечают ребята 2 варианта.
- Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
- Что можно сказать о его противоположных гранях?
- Какие измерения имеет прямоугольный параллелепипед?
- Сколько у прямоугольного параллелепипеда граней, ребер, вершин?
- Какая фигура называется кубом?
- Из чего состоит поверхность куба?
Учитель: Пришло время узнать ответы на вопросы, проиллюстрировав их на предложенной модели прямоугольного параллелепипеда.
(Учащиеся отвечают на вопросы)
- Закрепление полученных знаний
Учитель: Предлагаю для закрепления полученных знаний выполнить задание учебника под номером №791
(Один из учащихся выходит к доске и объясняет решение задания)
Учитель: Ребята, а кто оформил решение другим способом?
Решение:
1 способ: 4· (3 + 5 + 12) = 80
2 способ: 4 · 3 + 4·5 + 4· 12 = 80
Учитель: Хорошо! В завершении урока уместно буде провести парад прямоугольных параллелепипедов, для этого на каждой парте лежит его развертка, предлагаю, работая в паре, изготовить модель прямоугольного параллелепипеда.
Для парада ребята демонстрируют изготовленные ими прямоугольные параллелепипеды и кладут их на демонстрационный стол.
(Для тех, кто справился быстрее других творческое задание)
Лена живет на четвертом этаже, при этом, поднимаясь к себе домой, она проходит по лестнице 60 ступенек. Юля живет в этом же подъезде на втором этаже. Сколько ступенек проходит Юля, поднимаясь к себе домой на второй этаж?
Учитель: А, сейчас, ребята запишем домашнее задание п. 20, №811 *818, в котором нужно будет проявить сообразительность.
- Рефлексия
Учитель:
Ребята, как вы думаете, в какой профессиональной деятельности человека применяются прямоугольные параллелепипеды? Я вам предлагаю посмотреть видеоролик про наш замечательный город, посмотрев который, вы убедитесь, что прямоугольные параллелепипеды применяются и в архитектуре нашего города!
Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо за плодотворное сотрудничество!
.
Технологическая карта урока
Учитель математики: Требенкова Л. М.
Класс: 5
Предмет: математика
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед
Место и роль урока в изучаемой теме: 7-ой урок в теме «Площади и объемы» (12 часов)
Цели урока:
1. Образовательная: формирование понятия пространственной фигуры.
2. Дидактическая: формирование понятия прямоугольного параллелепипеда и его элементов (вершин, ребер, граней), понятия куба, как частного вида прямоугольного параллелепипеда.
3. Развивающая: формирование пространственного воображения, развитие вычислительных навыков.
4. Воспитательная: формирование эстетической и графической культуры, развитие внимания, аккуратности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска mimio Studio, проектор.