Среда
15.08.2018
14:15
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Людмила Требенкова
    Главная » Статьи » Мои статьи

    "Развитие познавательного интереса на уроках математики"

    Сообщение по теме:

    «Развитие познавательных способностей школьников на уроках математики»

                       Презентация: "Развитие познавательного мышления на уроках математики"                                          

    В начале своего выступления я предлагаю всем присутствующим поучаствовать в небольшой интеллектуальной разминке:

    Слайд №1

     1. Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

    2. Самое маленькое целое положительное число.

    3. Самое большое целое отрицательное число.

    4. Дробь, равная 50%.

    5. Числа, имеющие не более двух делителей.

    6. Одна сотая часть числа.

    7. Назовите дробь 3/4 в процентах.

    8. Наименьшее положительное двузначное число.

    9. Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.

    10. Треть от трети.

    11. Половина четверти.

    12. Сумма противоположных чисел.

    13. Набольшее отрицательное двузначное число….

     

    Спасибо за активное участие, эта разминка является  прологом моего выступления  «Как сделать математику нескучной» на данном  семинаре  « Мои педагогические находки»

    Слайд №2

    Не секрет, что большинство людей, которые, так или иначе, сталкивались с изучение математики в школе, считают этот предмет трудным, скучным и неинтересным. Это убеждение вытекает из того, что в погоне за выполнением государственного стандарта математического образования современным педагогам приходиться прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям знания, предусмотренные школьной программой. Да и сам преподаваемый  математиками материал, куда менее занимательный, чем литературный, исторический, химический, физический, географический и так далее, а для усвоения его требуется, помимо старания и желания ученика, еще и наличие соответствующих способностей. Математика стабильно находится в перечне обязательных экзаменов, и если учесть еще и сокращение учебных часов на данный предмет, то педагогу, на первый взгляд, совсем не до занимательности, успеть бы дать ученикам необходимые знания. Но ведь, для того, чтобы эти знания были не только получены учеником, а еще и прочно укоренились в его душе, необходимо найти такие подходы в преподавании математики, которые бы вызвали неподдельный интерес к этому очень увлекательному предмету, показали красоту и многогранность математики во всех  ее проявлениях. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».

    Слайд №3

    Работа над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся мною была начата с самого начала моей педагогической деятельности.

    Например, изучение темы «Метод от противного» я до сих пор начинаю фокусом с двумя монетами. Желающие могут в нем сейчас поучаствовать.

    Фокус

    Дайте своему знакомому две монеты достоинством, например, 1 рубль и 2 рубля. Предложите ему одну из них зажать  в левый кулак, вторую в правый, но так, чтобы вы не видели, какая монета оказалась в каком кулаке. Предложите ему проделать следующие вычисления: число на монете, зажатой в левом кулаке умножить на два, а число на монете, зажатой в правом кулаке, умножить на три, сложить полученные произведения и к результату прибавить 6. После того, как ваш знакомый назовет результат, вы сможете, без труда определить, в каком кулаке какая монета зажата.

    Объяснение:

    Фокуснику надо лишь предположить, что в левом кулаке зажата монета достоинством в 1 рубль, а в правом кулаке зажата монета достоинством 2 рубля и провести вычисления, которые он предложил знакомому, если ответ, названный знакомым совпадет, значит предположение верно, если ответ не совпадет, значит монета достоинством в 1 рубль зажата не в левой, а в правой руке.

    Левая 1 руб – 14, иначе левая 2 руб.

    Математические фокусы я раньше использовала на уроках занимательной  математики.  В этом учебном году математическими фокусами заинтересовался Павлов Дима, ученик 7-«А» класса. Им же была выполнена одноименная исследовательская работа, итогом которой является копилка математических фокусов в печатном и электронном вариантах.  С ними, вы можете также ознакомиться.

    Слайд № 3

    Теоретические основы занимательной математики, на мой взгляд, удачно отображены Гавриловой Т. Д. в брошюре «Занимательная математика», где она рассматривает характеристики занимательных моментов, среди которых она выделяет два вида:

    Слайд №4

    1. Занимательные элементы по содержанию, которые связаны с изучаемой темой и занимательные элементы, которые не связаны с изучаемой темой. (К. Д. Ушинский назвал их, соответственно, « внутренние» и «внешние»). Очевидно, что «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней», следует только грамотно подобрать занимательный материал, чтобы извлечь из него как можно больше дидактической пользы.

    «Внешнюю» занимательность можно применять в динамических паузах  и заданиях на снятие утомляемости:

    • При изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» после выполнения однотипных упражнений можно предложить следующее задание: «18 учеников уже научились складывать дроби, а 16 – вычитать. Сколько учеников научились складывать и вычитать десятичные дроби, если всего в классе 21 ученик?
    • Дружно встали, разогнулись,

              Потянулись и прогнулись,

              Головою повертели

              И тихонечко присели.

    Или в заданиях на развитие вычислительных навыков;

     

    1. Найдите произведение цифр года начала Великой Отечественной войны.

    2. Количество планет Солнечной системы поделите на двадцать.

    3. Количество букв в названии столицы Украины возведите в 4 степень.

    4. Количество букв в названии самой длинной реки в Европе возведите в квадрат.

    5. Количество материков умножьте на количество океанов и поделите на 0,01.

    6. Возведите в куб количество букв в названии самой маленькой птицы.

    7. Найдите 30% от количества букв в названии самого маленького государства.

    8. Количество слогов в названии самого большого материка умножьте на количество согласных букв в этом слове.

    «Внутреннюю» занимательность также можно применять в динамических паузах:

    • При изучении темы « Правильные и неправильные дроби»:

    1. У учителя набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показывается правильная дробь - руки вверх, неправильная - руки в стороны.

    • Или при решении прикладных задач с биологическим уклоном:

    Комнатная муха может летать со скоростью 8 км/ч, а скорость осы составляет 3/4 скорости мухи. Какую скорость развивает улитка, если известно, что оса движется в 1500 раз быстрее?

    2. Занимательные элементы по форме, которые позволяют традиционный урок заменить нестандартным или учебное задание провести в виде, умело построенной дидактической игры.  В данном случае следует избежать крайности, не увлекаясь слишком, игровой деятельностью, а разумно чередуя ее с другими формами и методами работы.

    Пример: С конспектами уроков, проводимых мною в нестандартной форме можете ознакомиться в моем портфолио.

    Кажущаяся легкость в применении занимательных элементов, на самом деле не подтверждается, так как занимательность ради занимательности мало эффективна. Чрезмерное увлечение применением занимательных элементов и перенасыщение ими учебного процесса может увести учащихся в сторону от изучаемого материала, заслонив от него внешними атрибутами главное внутренне содержание урока. Если вновь обратиться к словам К. Д. Ушинского: «Сделать учебную работу настолько возможной интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», то становится понятно, что относится к организации учебных занятий с применением занимательных элементов, нужно очень ответственно и внимательно.

    Существует множество различных дидактических игр. Цель каждой игры применяемой в учебном процессе – развитие памяти, внимания, сообразительности, обобщения и закрепления знаний и навыков, полученных на уроке. Игра должна проходить весело, красочно, с бодрым настроением. По результатам игровой деятельности можно выставить некоторым, отличившимся особой активностью, ученикам оценки, которые должны быть такими, чтобы в дальнейшем ученики не боялись и ждали следующую игру с радостью. Желательно, чтобы в игре присутствовал элемент соревнования, так как стремление выиграть, набрать больше очков – это движущаяся мотивация деятельности ребенка. При подготовке к игре можно использовать все индивидуальные способности учащихся, даже не совсем сильных в математике.

    Периодически в домашнюю работу включаю творческие задания, в которых учащиеся по изученному материалу выполняют работы согласно своих способностей и увлечений, пишут стихи, сказки, придумывают различные истории, рисуют, составляют задачи,  электронные презентации.

     Пытаюсь традиционно поддерживаить работу «Клуба веселых математиков». С начала своей преподавательской деятельности и до сих пор, я во многих вопросах ведения  внеклассной работы по математике опиралась книгу двух замечательных  классиков математики Балк М. Б. и Балк Г. Д.    

    «Математики после уроков». В этой книге отражены все направления  внеклассной работы по математике.

    Огромное множество занимательной литературы по математике направлено на расширение кругозора учащихся. Не следует забывать и об  историческом материале. Изучение жизненного пути многих известных математиков на уроках и во внеурочной деятельности имеет  для учащихся большой воспитательный эффект.

    Назвав свое выступление « Как сделать математику не скучной», я преследовала не только идею рассмотрения некоторых ответов на вопросы по активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики, но и возможность каждому  продолжить рассматривать этот аспект педагогической деятельности в своем собственном русле. Ведь для каждого творческого педагога, заинтересованного, чтобы его ученики с желанием изучали математику, этот вопрос всегда будет оставаться открытым.

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: lyusi (24.11.2014)
    Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: