Людмила Требенкова,
учитель математики
МАОУ СОШ №1
г . Заводоуковска
Тюменской области.
«Показательная и логарифмическая функции»
(Технология укрупнения дидактических единиц)
Призентация: "Применение УДЕ при изучении темы "Показательная и логарифмическая функции""
В этой статье рассматривается применение технологии укрупнения дидактических единиц (УДЭ) на уроках математики
1 слайд:
Основоположником этой технологии является Эрдниев Пюрвя Мучкаевич.
2 слайд:
Плюсы этой технологии заключаются в том, что она позволяет увеличивать объем изучаемого материала, объединять его в крупные блоки, что высвобождает учебное время для более качественного закрепления и повторения учебного материала.
3 слайд:
Сравним этапы работы над математическим упражнением в традиционной системе обучения и технологии УДЕ:
|
Традиционное обучение
|
Технология УДЕ
|
1
|
Составление математического
упражнения. УДЕ
|
Решение обычной «готовой» задачи.
|
2
|
Выполнение упражнения.
ехнология УДЕ
|
Составление обратной задачи и ее решения.
|
3
|
Проверка ответа (контроль).
ехнология УДЕ
|
Составление аналогичной задачи по данной формуле ( тождеству) или уравнению и решение ее.
|
4
|
Переход к родственному, но более сложному упражнению.
ехнология УДЕ
|
Составление задачи по элементам, общим с исходной задачей.
|
5
|
Технология УДЕ
|
Решение или составление задачи, обобщенной по каким-либо параметрам по отношению к исходной задаче.
|
4 слайд:
Как видно из таблицы ключевой элемент технологии – это упражнение – триада:
1. Исходная задача;
2. Ее обращение;
3. Обобщение.
5 слайд:
А, ключевое упражнение – это составление обратной задачи.
Для применения УДЕ, требуется специальное составление рабочей программы, в соответствии с требованиями технологии, приведем пример раздела рабочей программы алгебры и начала анализа 11 класса «Показательная и логарифмическая функции», составленная в традиционном обучении и в соответствии с технологией УДЕ, по учебному комплекту А. Г. Мордковича для общеобразовательного класса. Видно, что за счет того, что понятие логарифма вводится в самом начале темы, показательная и логарифмическая функция изучаются в совокупности, высвобождается время для отработки навыков решения показательных уравнений и неравенств разными способами.
Тема: «Показательная и логарифмическая функции.
Показательные уравнения и неравенства»
(12 уроков)
|
Традиционное обучение
|
Технология УДЕ
|
1
|
Показательная функция, ее свойства и график.
|
Простейшие показательные уравнения. Понятие логарифма.
|
2
|
Показательные уравнения.
|
Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики.
|
3
|
Самостоятельная работа по теме: "Показательные уравнения"
|
Практикум по теме: «Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики»
|
4
|
Показательные неравенства.
|
Самостоятельная работа по теме: «Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики»
|
5
|
Самостоятельная работа по теме: "Показательные неравенства"
|
Решение показательных уравнений и неравенств методом вынесения общего множителя за скобки.
|
6
|
Понятие логарифма.
|
Самостоятельная работа: «Решение показательных уравнений и неравенств методом вынесения общего множителя за скобки»
|
7
|
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
|
Решение однородных показательных уравнений.
|
8
|
Практикум по теме: "Логарифмическая функция, ее свойства и график."
|
Решение показательных уравнений и неравенств методом введения новой переменной.
|
9
|
Самостоятельная работа по теме: «Логарифмическая функция, ее свойства и график»
|
Самостоятельная работа: «Решение показательных уравнений и неравенств»
|
10
|
Обобщающий урок по теме: "Показательная и логарифмическая функция. Показательные уравнения и неравенства"
|
Обобщающий урок по теме: "Показательная и логарифмическая функция. Показательные уравнения и неравенства"
|
11
|
Контрольная работа №4: " Показательная и логарифмическая функции. Показательные уравнения и неравенства"
|
Контрольная работа №4: " Показательная и логарифмическая функции. Показательные уравнения и неравенства"
|
12
|
Урок коррекции знаний по теме: "Показательная и логарифмическая функция. Показательные уравнения и неравенства"
|
Урок коррекции знаний по теме: "Показательная и логарифмическая функция. Показательные уравнения и неравенства"
|
Урок №1:
Тема: «Понятие логарифма»
Цель:
- Дидактическая: закрепление навыков решения простейших показательных уравнений, введение и закрепление определения логарифма.
- Образовательная: формирование навыков нахождения значений числовых выражений, содержащих логарифмы.
- Развивающая: формирование аналитико-синтетического мышления, вычислительных навыков учащихся.
- Воспитательная: формирование математической культуры устной и письменной речи учащихся, уважения к людям внесших большой вклад в развитие математики.
Ход урока:
- Устно: Решите уравнения:
- 2х = 4; 2) 0,5х = 1/64; 3) 48х = 1; 4) 0,04х = 0,2; д) 5х = 3.
- Проблема в поиске решения последнего уравнения. Учитель поясняет, что показатель, который невозможно найти ранее известными способами, математики стали обозначать, как:
log5 3 = x.
Знакомство учащихся с исторической справкой.
«Изобретателем» логарифмов является Джон Непер (1550-1617)
Английский математик, составитель первой таблицы логарифмов.
- Обобщение понятия логарифма:
«Логарифм - показатель степени»
|
ас = в
а > 0
а ≠ 1
в > 0
с – любое число
|
logа в = с
а > 0
а ≠ 1
в > 0
с – любое число
|
- Знакомство с определение логарифма (§48, стр. 288)
Определение: Логарифмом положительного числа в по положительному и отличному от единицы основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число в.
- Работа по вариантам:
Обоснуйте тождества:
1 вариант: logа а = 1;
2 вариант: logа 1 = 0;
3 вариант: logа ас = с.
Ввести понятие десятичного логарифма.
- Закрепление определения логарифма:
- Решите уравнение:
log5 х = 2;
logх 0,25 = -1;
log√2 2 = х.
- Найдите выражения, которые содержат ошибку:
log7 1/7 = -1, log0,1 0,001 = -3, log-2 4 = 2, log0,5 0,25 = 2, log49 7 = 2, log64 3 = 0,5
- Работа с учебником: стр. 289
Вычислить: а) log4 128, б) log√3 √9, в) log1/2 4√2.
- Самостоятельная работа:
1 вариант: 1441 – 1445(б)
2 вариант: 1441 – 1445(в)
- Взаимопроверка.
- Рефлексия: Установить соответствие между логарифмом и его значением, с помощью средств интерактивной доски mimio studio.
- Домащняя работа.
Урок №2:
Тема: «Показательная и логарифмическая функции»
Цель:
- Дидактическая: формирование понятия показательной и логарифмической функций, навыков применения свойств показательной и логарифмической функций и построения их графиков.
- Образовательная: формирование навыков преобразования функций, графического решения уравнений.
- Развивающая: формирование графической культуры учащихся, логического мышления.
- Воспитательная: формирование аккуратности, внимательности при выполнении заданий.
Ход урока:
- Вставить пропущенные слова в определение функции.
- Если даны числовое множество Х и правило f, позволяющее поставить в соответствие …………… элементу х из множества Х определенное число у, то говорят, что задана функция у = f(х) с областью определения Х. При этом переменную х называют ………………. переменной или аргументом, а переменную у –…………….. переменной.
- Если даны числовое множество Х и правило f, позволяющее поставить
в соответствие каждому элементу х из множества Х определенное число у, то говорят, что задана функция у = f(х) с областью определения Х. При этом переменную х называют независимой переменной или аргументом, а переменную у – зависимой переменной.
- Повторить названия функций и графиков:
- Учитель: Как видно из предыдущих заданий, что речь на уроке пойдет о функциях и сегодня мы познакомимся с функциями, о которых ранее не говорили.
- 1) Построение в двух системах координат на интерактивной доске и в тетрадях графиков функции у = 2х, у = log2х и у = (1/2)х, у = log1/2х (по вариантам)
2) Устное описание свойств построенных функций (по вариантам)
- Определение показательной и логарифмической функций и их свойств: работа с учебником стр. 274 и стр. 292-293 (по вариантам)
у = ах
№
|
а > 1
|
0 < а < 1
|
1
|
D (f) = (- ∞; ∞)
|
D (f) = (- ∞; ∞)
|
2
|
E (f) = ( 0; ∞)
|
E (f) = ( 0; ∞)
|
3
|
Возрастает
|
Убывает
|
4
|
Непрерывна
|
Непрерывна
|
у = log а х
№
|
а > 1
|
0 < а < 1
|
1
|
D (f) = ( 0; ∞)
|
D (f) = ( 0; ∞)
|
2
|
E (f) = (- ∞; ∞)
|
E (f) = (- ∞; ∞)
|
3
|
Возрастает
|
Убывает
|
4
|
Непрерывна
|
Непрерывна
|
Определение 1: Функцию y = f(x), x ϵ X называют обратимой, если любое свое значение она принимает только в одной точке множества X.
Определение 2: Пусть обратимая функция y=f(x) определена на множестве Х и Е(f)=Y. Поставим в соответствие каждому y ϵ Y то единственное значение х, при котором f(x)=y. Тогда получим функцию, которая определена на Y, а Х – область значений функции.
Указание на обратимость функций.
- Закрепление: Построить графики функций:
у = 4х – 1 – 2
у = log3 (x – 1) +2
- Самостоятельная работа:
а) Решите графически уравнение:
1вариант
2 вариант:
б) Ответить по графику на вопросы:
1 вариант: Какое наибольшее целое значение х является решением неравенства?
2 вариант: Какое наименьшее целое значение х является решением неравенства?
- Домашняя работа:
§45, 49 № 1334 №1352 № 1477 № 1492
- Рефлексия: Среди указанных формул и графиков, найти показательную функцию и логарифмическую.
Литература:
- Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.
- Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.
- Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ: Серия статей // Начальная школа. 1993, 1996.
- Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.
- Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2-м классах. М.: Просвещение, 1992.
- Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1-го, 2-го класса. М.: Педагогика, 1977.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.
|