Суббота
27.04.2024
01:39
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Математика - гимнастика ума!
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Как сделать математику нескучной

     Требенкова Л. М.,учитель математики
    МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»,
    г. Заводоуковска, Тюменской области.  


    Как сделать математику нескучной


                Не секрет, что большинство людей, которые, так или иначе, сталкивались с изучение математики в школе, считают этот предмет трудным, скучным и неинтересным. Это убеждение вытекает из того, что в погоне за выполнением государственного стандарта математического образования современным педагогам приходиться прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям знания, предусмотренные школьной программой. Да и сам преподаваемый математиками материал, куда менее занимательный, чем литературный, исторический, химический, физический, географический и так далее, а для усвоения его требуется, помимо старания и желания ученика, еще и наличие соответствующих способностей. Математика стабильно находится в перечне обязательных экзаменов, и если учесть еще и сокращение учебных часов на данный предмет, то педагогу, на первый взгляд, совсем не до занимательности, успеть бы дать ученикам необходимые знания. Но ведь, для того, чтобы эти знания были не только получены учеником, а еще и прочно укоренились в его душе, необходимо найти такие подходы в преподавании математики, которые бы вызвали неподдельный интерес к этому очень увлекательному предмету, показали красоту и многогранность математики во всех ее проявлениях. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».
              Т. Д. Гаврилова в своей книге «Занимательная математики (как сделать уроки математики нескучными)» рассматривает характеристики занимательных моментов, среди которых она выделяет два вида: 1. Занимательные элементы по содержанию, которые связаны с изучаемой темой и занимательные элементы, которые не связаны с изучаемой темой. (К. Д. Ушинский назвал их, соответственно, « внутренние» и «внешние»). Очевидно, что «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней», следует только грамотно подобрать занимательный материал, чтобы извлечь из него как можно больше дидактической пользы. 2. Занимательные элементы по форме, которые позволяют традиционный урок заменить нестандартным или учебное задание провести в виде, умело построенной дидактической игры. В данном случае следует избежать крайности, не увлекаясь слишком, игровой деятельностью, а разумно чередуя ее с другими формами и методами работы.               Кажущаяся легкость в применении занимательных элементов, на самом деле не подтверждается, так как занимательность ради занимательности малоэффективна. Чрезмерное увлечение применением занимательных элементов и перенасыщение ими учебного процесса может увести учащихся в сторону от изучаемого материала, заслонив от него внешними атрибутами главное внутренне содержание урока. Если вновь обратиться к словам К. Д. Ушинского: «Сделать учебную работу настолько возможной интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», то становится понятно, что относится к организации учебных занятий с применением занимательных элементов, нужно очень ответственно и внимательно.
            Цель каждой игры применяемой в учебном процессе – развитие памяти, внимания, сообразительности, обобщения и закрепления знаний и навыков, полученных на уроке. Игра должна проходить весело, красочно, с бодрым настроением. По результатам игровой деятельности можно выставить некоторым, отличившимся особой активностью, ученикам оценки, которые должны быть такими, чтобы в дальнейшем ученики не боялись и ждали следующую игру с радостью. Желательно, чтобы в игре присутствовал элемент соревнования, так как стремление выиграть, набрать больше очков – это движущаяся мотивация деятельности ребенка. При подготовке к игре можно использовать все индивидуальные способности учащихся, даже не совсем сильных в математике.
             В журнале «Математика в школе» можно познакомиться с опытом работы по повышению интереса к изучению математики многих педагогов. На мой взгляд, полезным может оказаться опыт Н. М. Карпушиной «Считать скучно, а играть интересно», МШ №9, 2006, Н. Е. Кординой «Учение с увлечением», МШ №2, 2004, В. А. Далингер «Наглядные образы как средство решения математических задач», №7, 2007 и других. Повышение интереса к математике у учащихся, невозможно представить без ведения внеклассной работы по предмету. Вот где, просто необходима грамотно применяемая занимательность.
          Начиная свою преподавательскую деятельность, я во многих вопросах ведения внеклассной работы по математике опиралась книгу двух замечательных классиков математики Балк М. Б. и Балк Г. Д. « Математики после уроков». В этой книге отражены все направления внеклассной работы по математике. Во многих общеобразовательных школах стало уже традицией проведение предметных недель, которые включают в себя различные виды познавательных мероприятий с элементами занимательности. В книге Л. В. Гончаровой «Предметные недели в школе по математике» можно найти много методических разработок различных внеклассных мероприятий, входящих в неделю математики в школе и повышающих познавательную активность школьника.
           Огромное множество занимательной литературы по математике направлено на расширение кругозора учащихся. Не следует забывать и об историческом материале. Изучение жизненного пути многих известных математиков на уроках и во внеурочной деятельности имеет для учащихся большой воспитательный эффект.
          Назвав свою статью « Как сделать математику не скучной», я преследовала не только идею рассмотрения некоторых ответов на вопросы по активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики, но и возможность каждому читателю продолжить рассматривать этот аспект педагогической деятельности в своем собственном русле. Ведь для каждого творческого педагога, заинтересованного, чтобы его ученики с желанием изучали математику, этот вопрос всегда будет оставаться открытым.
    Категория: Мои статьи | Добавил: lyusi (26.02.2012)
    Просмотров: 2453 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Trifon6709  
    0
    здесь на блоге собран огромный выбор интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-39.html - микоплазмы у женщин.

    1 Andrei0821  
    0
    здесь на этом веб-портале можно посмотреть громадный ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1072.html - личный кабинет дилера триколор

    Имя *:
    Email *:
    Код *: